Тренинг «Права ребенка, механизмы их защиты и медиативные технологии урегулирования школьных конфликтов» прошел 27-28 октября в Шелехове. Он организован Иркутским Молодежным фондом правозащитников «Ювента» и Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области. Как рассказала директор фонда Марианна Садовникова, в тренинге приняли участие сотрудники социальных и образовательных учреждений (учителя, сотрудники детского дома, социально-реабилитационного центра) Шелеховского муниципального образования.
Тренинг ориентирован на изучение прав ребенка в контексте урегулирования различных конфликтных ситуаций, поскольку специалисты уверены, что чаще всего нарушение прав ребенка приводит к конфликтным ситуациям, а конфликтные ситуации в свою очередь приводят к нарушению прав ребенка. «И однозначно четко понимая связь между этими двумя явлениями, и признавая, что ребенок проводит большую часть времени именно в образовательном учреждении, для нас стало очень важным рассказать учителям не только какие права есть у ребенка, но и какие есть у ребенка обязанности, как нужно действовать, чтобы не нарушать его прав и в тоже время не чувствовать себя ущемленным».
Медиаторы отмечают, что важно показать педагогам, каким образом можно разрешать те или иные конфликтные ситуации, чтобы не нарушать права ребенка и не провоцировать этого. При этом и взрослые и дети — участники конфликта должны оставаться удовлетворенными.
Медиаторы отмечают, что чаще всего занятость специалиста, загруженность бумажной работой или профессиональное выгорание приводят к тому, что в спешке он пытается разрешить конфликтную ситуацию как придется. И должно быть у педагога очень четкое понимание того, что ни одна конфликтная ситуация, которую он пытается забросить, не может быть просто упразднена распоряжением директора закрыть эту тему или указанием воспитателя «все, мы на эту тему больше не разговариваем», каждую конфликтную ситуацию необходимо разрешать, а не завершать. «И для нас было очень приятно, что большинство участников, которые пришли на тренинг в Шелехове, пришли уже с этой установкой, с готовностью не говорить нам о том, что у нас нет конфликтов, а говорить о том, что конфликты есть, не всегда удается их конструктивно разрешать. И мы хотим научиться тому, как это делать достаточно конструктивно», — подчеркивает Марианна Садовникова.
Одновременно в Шелехове проходил и тренинг по правам ребенка для детей из социальных и образовательных учреждений. На нем были и дети, которые живут с родителями и те, кто живет в социально-реабилитационном центре или в детском доме. Медиаторы отмечают, что они по разному готовы защищать свои права. Например, дети из социально-реабилитационного центра быстрее готовы защитить себя и в тоже время в защите своих прав они очень осторожны, потому что сомневаются, а не будет ли им хуже. Иная ситуация у детей домашних. Они рассуждают в чем выражается то или иное их право, как оно реализуется. И у них есть на кого рассчитывать тогда, когда их права нарушены. В этом они чувствуют себя более стабильно. «Мы считаем, что не зря уже второй раз собираем группы из детей, которые живут в семьях и детей, которые воспитываются без родителей в учреждениях. Такой опыт, как нам кажется, можно было практиковать всеми учреждениями, потому что толерантное отношение, о котором мы так много говорим, — это основа в реализации прав ребенка, ее нужно воспитывать в детях. Для этого детям нужно общаться друг с другом и видеть, может замечать разницу, но стараться быть терпимыми друг к другу», — подчеркивает правозащитница.
Эту программу поддерживает Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова. Специалисты аппарата детского омбудсмена постоянно принимают участие в тренингах в рамках проекта правового просвещения. Они рассказали как через аппарат уполномоченного можно защитить права ребенка, что для этого необходимо сделать. В свою очередь дети и взрослые – участники тренинга спрашивали о том, насколько эффективны те меры, которые предпринимаются Уполномоченным по правам ребенка в каких-то конкретных ситуациях. Много вопросов было и про необходимость правового просвещения. Например, одним из вопросов был о действиях ребенка, если его забирают полицейские. Сотрудники аппарата Уполномоченного рассказали детям: если вас забирают в полицию, и вы считаете, что это незаконно, требуйте возможности позвонить. Звоните на телефон доверия Уполномоченного по правам ребенка или хотя бы оставляйте информацию о том, кто вы и где вас забрали, в какое время и какой в отдел полиции. Потому что детям сложно отстаивать свою позицию в каких-то сложных ситуациях. Но это стало бы хорошим толчком к соблюдению прав ребенка со стороны полицейских и к уверенности детей в каких-то ситуациях, когда их права нарушаются.