Социально ориентированная некоммерческая организация Иркутской межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий провела цикл тренингов по внедрению Служб примирения.
Программы внедрения Служб примирения реализуются в этом году в Социально-реабилитационным центре г. Ангарск, Социально- реабилитационном центре в пос. Большой Луг, Социально реабилитационным центре в пос. Железнодорожный. Обучение по программе повышения квалификации «Медиативные технологии и внедрение школьных служб примирения» прошли все сотрудники этих учреждений.
Для детей проводился цикл тренингов «Построим свою крепость – Службу Примирения!». Проведенные мероприятия показали востребованность знаний о медиативных технологиях у специалистов, работающих с детьми. Социальные педагоги, воспитатели, психологи с большой готовностью участвуют в обсуждении вопросов, связанных с конфликтами вокруг детей, предлагая конструктивные способы их урегулирования.
— Много времени уделяется вопросам профилактики конфликтных ситуаций. Безусловно, такая форма самоуправления как Служба примирения может и должна способствовать эффективному взаимодействию взрослых и детей в учреждения, научению детей конструктивному поведению в конфликте, — отметила тренер, профессиональный медиатор Анастасия Архипкина.
В Иркутской области Службы примирения внедряются в социальных и образовательных учреждениях для детей в рамках долгосрочной целевой программы Иркутской области «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011–2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 19 ноября 2010 г. № 294-пп. Внедрение Служб примирения поставлено задачей и в Национальной стратегии в интересах детей, утвержденной Указом Президента РФ.
В 2011-2012 гг. в Иркутской области Службы примирения внедрялись в учреждениях: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г. Иркутск), Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (г. Иркутск), Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г. Усть-Илимск), Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (п. Залари), средняя школа № 30 (г. Иркутск), приют «Аистенок» (г. Тайшет), санаторный детский дом № 5 (г. Иркутск).
— Детское учреждение — это уменьшенная модель взрослой жизни: она учит не только началам наук, но и умению строить отношения с людьми. Иногда — через шипы ссор и боль выяснения отношений. Конфликты между сотрудниками и детьми, между детьми — нельзя пускать на самотек и надеяться, что все разрешится само собой, — отмечает директор Первой Иркутской службы медиации Анастасия Архипкина, — Раздувать конфликт тоже непродуктивно, а нужно суметь погасить его в зародыше. Чем быстрее он будет снят, тем меньший негативный след оставит в жизни ребенка. А для этого нужно найти наиболее приемлемое для обеих сторон решение. В этом и есть задача Службы примирения.
— Понятно, что педагогическая деятельность связана с эмоциональной напряженностью, — отмечает директор Иркутского центра медиации Марианна Садовникова. — Конфликты нагнетают эмоциональную напряженность в том случае, если сотрудник не обладает навыками конструктивного поведения и эффективного их разрешения. Службы примирения в социальных и образовательных учреждениях, действующие на основе медиативных технологий, — это эффективная методика разрешения споров между разными членами большого коллектива, благодаря чему прививается новая, конструктивная культура поведения в конфликте, что расширит возможности человека и в будущей профессиональной деятельности, и в личной жизни. Медиативные технологии позволяют развивать коммуникативные умения, конструктивно разрешать возникающие разногласия как с коллегами, так и с детьми. Стабильность взаимоотношений позволяет общаться более открыто и доверительно, что способствует улучшение взаимоотношений между сотрудниками и детьми, и между самими детьми, — подытожила Марианна Садовникова.