Ассоциация (некоммерческое партнерство)
"Байкальская лига медиаторов"

+7 395293-05-97

«ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕДИАТОРА» (из материалов научно-практической и международной научно-практической конференций)

Из материалов научно-практической конференции «Проблемы внедрения альтернативных способов урегулирования споров в деятельности органов исполнительной власти и судов», Международной научно-практической конференции «Сибирь: Европа и Азия – диалог о медиации»

Иванов Д. В.,

юрист Ангарского филиала Иркутской областной коллегии адвокатов, медиатор

 

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕДИАТОРА

 

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», к принципам проведения процедуры медиации относятся:

— добровольность,

— конфиденциальность,

— сотрудничество,

— равноправие сторон,

— беспристрастность и независимость медиатора.

Следуя в своей деятельности этим основным принципам, каждый медиатор может не только помогать людям, разрешая их спор. Следуя этим принципам, специалист-медиатор может параллельно работать со своим внутренним миром, развивать свой собственный потенциал. Будем разбираться, как это может быть.

 

Принцип добровольности. Стороны нельзя заставить использовать такой инструмент урегулирования спора, как медиация. Медиация – чрезвычайно добровольный процесс, в процессе которого стороны стремятся достигнуть общего решения.

Никакую из сторон нельзя принуждать к участию в процедуре. Выйти из процесса может в любое время любой из участников. В том числе и медиатор.

Медиатор, который находится в процедуре, должен осознавать, что у него всегда есть свобода выбора продолжать или прекратить процедуру (например, если ситуация выходит из-под его контроля).

Медиатор не только «позволяет» другим прервать процедуру или не отвечать на вопросы. Медиатор должен понимать, что ему самому, как профессионалу (и человеку), необходимо научиться отслеживать собственные желания и побуждения.

Вопросы, которые медиатору позволяет задавать принцип добровольности, могут быть различными. Например: «Хочу ли я продолжать далее работать с этими людьми?», «Контролирую ли я ситуацию?», «Стоит ли мне продолжать процедуру, или следует приостановить/прекратить ее?» и т. п.

Принцип добровольности, таким образом, позволяет медиатору более тонко и осознанно по ходу проведения процедуры осознавать и свои собственные страхи, мысли, чувства и т. п. Данный принцип, при его правильном и всестороннем использовании, раскрывает самосознание медиатора более широко.

 

Принцип конфиденциальности. Медиатор обязан не распространяться о процедуре и результатах медиации (без согласия сторон и/или требования законодательства).

         В контексте использования этого принципа для работы над собой необходимо рассмотреть не просто конфиденциальность, а ее более широкое понимание. Конфиденциальность – не просто нераспространение информации. Скорее конфиденциальность как молчание, как соблюдение «тишины».

Есть одна арабская поговорка: «Плод дерева молчания – мир». Для медиатора, основной целью которого и является помощь сторонам в достижении мира и согласия, этот инструмент должен стать основным.

Медиатору необходимо осознавать, что молчание в этом смысле имеется ввиду не вербальное, а «внутреннее» – молчание своего внутреннего диалога.  Не обсуждать с самим собою происходящий процесс, не давать оценку сторонам в процессе медиации.

Когда мы начинаем осуждать, оценивать, мы перестаем проводить медиацию. И тут мы уже подходим к следующим принципам.

 

Принцип независимости и беспристрастности. Медиатор должен проводить медиацию беспристрастно и справедливо. И тут данный принцип имеет тоже два аспекта. В понимании закона медиатору необходимо избегать такого поведения, которое давало бы повод почувствовать пристрастность по отношению к другой стороне. Но в контексте нашего рассуждения хотелось бы рассмотреть и «внутренний» аспект принципа беспристрастности. Важно не просто не проявлять внешне свое пристрастное поведение. Гораздо важнее медиатору иметь в внутреннее равновесие.

Есть одна известная буддийская притча:

Принц Шраван жил в роскошном дворце. Он обожал роскошь. Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил ее в один из самых красивых городов. Но однажды он понял, что ему все наскучило. Прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему и был так очарован, что попросил разрешения остаться. Все королевство было озадачено разворотом событий. Люди не могли поверить в это, потому что Шраван был чрезвычайно мирским человеком, потакавшим любым своим желаниям, даже самым крайним. Обычными его занятиями были вино и женщины.

Ученики Будды тоже были в недоумении, и они спросили:

– Что случилось? Это чудо! Шраван совсем не тот тип человека, к тому же он жил так роскошно. Как странно, что он захотел стать саньясином! Как это случилось? Ты сделал что-нибудь?

– Я ничего не делал, – ответил им Будда. – Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не делает ничего нового. Этого можно было ожидать. Вы так поражены, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, утопая в богатстве, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остается – и в этом весь ум.

Итак, Шраван стал монахом, и вскоре ученики стали наблюдать, что он движется из одной крайности в другую. Будда никогда не просил учеников ходить голыми, а Шраван перестал одеваться. Кроме того, он начал заниматься самоистязанием: все они принимали пищу один раз в день, но Шраван стал есть через день. Вскоре он стал совершенно истощенным. В то время как другие медитировали под деревьями в тени, он сидел под палящим солнцем. Раньше он был красивым человеком, у него было прекрасное тело, но прошло шесть месяцев, и его нельзя было узнать…

Как-то вечером Будда подошел к нему и сказал:

– Шраван, я слышал, что еще до посвящения ты был принцем и любил играть на ситаре. Ты был хорошим музыкантом. Поэтому я пришел задать тебе вопрос. Что случится, если струны ослабить?

– Если струны ослабить, то никакой музыки не получится.

– А если струны очень сильно натянуть?

– Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струн должно быть средним – не ослабленным, но и не перетянутым, а в точности посередине. На ситаре легко играть, но только мастер может правильно настроить струны. Тут нужна золотая середина.

И Будда сказал:

– Именно это я и хотел сказать тебе, наблюдая за тобой в течение этих шести месяцев. Музыка, которую ты хочешь извлечь из себя, зазвучит только тогда, когда струны не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Шраван, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение силы переходит в излишек, а чрезмерное расслабление – в слабость. Приведи себя в равновесие – только так ты сможешь достичь цели.[1]

Так и медиаторы должны искать равновесие в ходе процедуры медиации (и в повседневной деятельности), чтобы в результате услышать песню мира и согласия (как между сторонами, так и медиатора с самим собой).

 

И закончу данную небольшую статью анализом принципа сотрудничества и равноправия сторон.

Поскольку уже в самом определении принципов есть отсылка к «сторонам» процедуры, то, в нашем понимании, этот принцип изначально ориентирован на выстраивание «внешней» стороны процедуры. Сторонам предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения.

Медиация может применяться только к тем отношениям, в которых стороны равны. Правовое положение сторон одинаково и ни одна из них не может принуждать другую к каким-либо действиям.

Между тем, в использовании любого принципа медиатору видится правильным рассматривать ситуацию сквозь призму «применения на себя». Медиатору просто необходимо использовать осознанность в своей деятельности.


[1] https://pritchi.ru/id_81