Ассоциация (некоммерческое партнерство)
"Байкальская лига медиаторов"

+7 395293-05-97

«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАЦИИ И МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ» (из материалов научно-практической и международной научно-практической конференций)

Из материалов научно-практической конференции «Проблемы внедрения альтернативных способов урегулирования споров в деятельности органов исполнительной власти и судов», Международной научно-практической конференции «Сибирь: Европа и Азия – диалог о медиации»

Андрианов Ю. В.,

президент АНО «МЕДИАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПРАВО» (Иркутск),

член НП «Национальная организация медиаторов» (Москва),

медиатор, тренер медиаторов

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАЦИИ

И МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ

Возможности применения медиации для предупреждения конфликтов и споров в предпринимательской и иной экономической деятельности

    

Обращусь к практике, как иллюстрации. Мне повезло участвовать в медиативном разрешении споров в предпринимательской деятельности. Спор – раздел бизнеса двумя учредителями. Отмечу позитивный результат медиации: образовалось два жизнеспособных предприятия, идущих своими путями развития. Сохранены рабочие места, и что важно, сохранены добрые отношения, хоть и не лишенные конкурентной составляющей[1]. Процедура продолжалась немногим более месяца. После консультаций с юристами по вариантам раздела имущественного комплекса пришли к выводу, что наиболее эффективной будет процедура медиации. Так оно и получилось.

Две медиативные процедуры по спору с земельными участками были инициированы мэром одного муниципального района. Споры были осложнены необходимостью актуализации документов, имеющих многолетнюю историю, в современное состояние, а также тем, что участники споров не хотели общаться друг с другом. По рекомендации мэра (а он испытывал затруднения в принятии решения по данным спорным ситуациям) предприниматели обратились к медиатору. Результат: в течение месяца проведено по три сессии, на которых обсуждались причины спора, возможные пути решения имеющихся проблем и реальность выполнения принимаемых решений. Медиативные соглашения были подписаны, однако исполнение их шло трудно и требовало сопровождения медиатором. В конце 2013 года по обращению предпринимателя была проведена одна сессия по спору, в котором вторая сторона предъявляла претензии, предполагающие для их разрешения в суде долгие экспертизы, затраты, выход из спора с потерями для одной стороны и малую вероятность удовлетворения ожиданий другой стороны. К сожалению, стороны, уточнив в процедуре позиции, пошли по пути судебного разбирательства. Разные примеры, которые объединяет то, что участники споров побывали в процедуре медиации, получили опыт участия в ней. Опыт получил и медиатор, потому что каждая процедура была и уроком, и экзаменом.

Теперь немного статистики. Судьи судов общей юрисдикции Приангарья и мировые судьи в 2013 году рассмотрели свыше 400 тысяч дел, из них более 320 тысяч – гражданские споры. На каждого мирового судью пришлось в среднем 222 дела в месяц![2] Арбитражный суд Иркутской области только за первый квартал 2013 года рассмотрел 7 290 дел, из которых только 229 закончились мировыми соглашениями.[3]

У медиации результаты еще менее привлекательные: организации, обеспечивающие проведение процедуры медиации, медиаторы могут сегодня привести лишь единичные примеры медиативных процедур по спорам в бизнесе. Налицо серьезный перекос, устранить который можно только общими усилиями медиации и судебной системы.

Проведенные в феврале 2014 года переговоры в двух городских судах о возможности создания комнаты примирения при суде показали, что председатели судов, судьи, сотрудники признают возможность создания комнат примирения и предполагают эффект снижения нагрузки на суды от деятельности медиаторов. Однако возникло много вопросов, ответы на которые может дать только практика: помещения, стоимость услуг медиатора, кто будет дежурить в комнате примирения и в какое время, кто и каким образом будет информировать граждан о возможности применения процедуры медиации в их споре и т. п. Пришли к выводу, что необходимо провести определенную подготовительную работу: оформить информационные стенды, разместить информацию на сайте суда и в СМИ, подготовить и принять соглашения о сотрудничестве с организациями, обеспечивающими проведение процедур медиации.

         Почему мы столкнулись с проблемой отсутствия спроса на услуги медиации и не только по спорам в предпринимательской и иной экономической деятельности? Почему число процедур медиации с семьями, попавшими в сложную жизненную ситуацию, за 2012–2013 годы превысило в Иркутской области тысячу, и продолжает увеличиваться в нынешнем году? Ответ прост. Направление на процедуру осуществляют подготовленные сотрудники органов опеки и попечительства, сотрудники ПДН ОВД, отдельные участковые уполномоченные, комиссии по делам несовершеннолетних. Эффективность этой работы высокая. Медиаторы помогают родителям и детям выйти из сложных конфликтных ситуаций, порой предотвращают суицидальные последствия споров.

Для предприятий, организаций, предпринимателей, нуждающихся в разрешении споров, необходима информационная поддержка, которую они могли бы получить в судах, у сотрудников уполномоченного по правам, предпринимателей Иркутской области, в Торгово-промышленной палате Восточной Сибири, общественных организациях «Деловая Россия», «Опора России» и других. Нужна не только информация о наличии альтернативного способа разрешения споров – медиации, но и методическая помощь в определении медиабельности спора, выбора медиатора, приглашении к медиации другой стороны. Вот здесь и понадобится комната примирения. Причем речь может идти о виртуальной схеме работы консультантов-медиаторов в этих комнатах. А вот работа по проведению процедуры медиации потребует использования отдельных помещений.

Кроме того, необходима дополнительная профессиональная подготовка помощников судей, сотрудников суда по вопросам применения процедуры медиации, определению медиабельности спора. Другими словами, необходимо готовить инициаторов медиации в судах. Важно, чтобы примирение через медиацию предложили предпринимателям в суде еще и потому, что психологически трудно в конфликте предложить переговоры: «Это значит я проявляю слабость, неуверенность!»

Целесообразно рассматривать медиативную оговорку в контрактах, договорах между хозяйствующими субъектами как факт признания медиации в качестве возможного реагирования на конфликт.[4] Можно предположить, что наличие медиативной оговорки в договоре или, что более замечательно, многоступенчатых оговорок по применению гибридных способов урегулирования споров позволят бизнесу выйти на более цивилизованный уровень взаимоотношений.

Проблема инициализации процедуры медиации в бизнес-спорах заключается не только в загруженности судей. Здесь присутствует разное понимание сути процедуры примирения и процедуры медиации. Казалось бы, в обеих процедурах достигается выход из спора. Но если примирение возможно и при отсутствии взаимоудовлетворяющих решений, то в медиации такие решения обязательны. Мало того, стороны обязательно должны обсудить все возможные варианты исполнения принятых решений, оценить их реальность. Как правило, медиативное соглашение, подписанное после тщательного изучения и оценки всех вариантов решения, исполняется без проблем. Понимание этой разницы обязательно для повышения эффективности медиации.

В современных условиях, когда бизнес испытывает дефицит сотрудников, специалистов, остро встает необходимость применения процедуры медиации, медиативных технологий в трудовых отношениях. Вполне законно применение медиативной оговорки в трудовых договорах, что создаст условия применения медиативной процедуры при возникновении конфликта, спора до обращения в суд.

В ходе семинаров, проводимых с предпринимателями и сотрудниками администраций Ангарска и Шелехова, участники участвовали в учебных процедурах по медиации в предпринимательских спорах. Была проведена деловая игра по многосторонней медиации, где не только присутствовало несколько сторон спора, но и работала бригада медиаторов. Эта деловая игра дала много интересного материала, который в настоящее время изучается сотрудниками АНО «МЕДИАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПРАВО». Но главный вывод: в серьезных спорах, охватывающих значительные сферы деятельности бизнеса, участие медиаторов с опытом в различных сферах (экономика, право, психология, социальные отношения) весьма эффективно. Медиатор и ко-медиаторы, работая совместно, способны уловить все нюансы потребностей и глубинных интересов сторон и помочь им выйти на реальные взаимоприемлемые и исполнимые решения.

За медиацией будущее, но обеспечить это будущее должны все мы, объединив знания, умения, навыки и деловую волю.


[1] Андрианов Ю. В. Медиация как философия коммуникаций. Прикладная медиация. Перспективы и возможности применения медиативных технологий при ведении бизнеса. Материалы X Всероссийской науч.-практ. конф. «Проблемы развития экономики и предпринимательства» (27–30 марта 2013 г.). Иркутск : изд-во Иркут. гос. технич. ун-та, 2012. – С. 12.

 

[2] https://oblsud.irk.sudrf/modules.php?name=press_dep&op=11&cl=1&did=415

 

[3] https://irkutsk.arbitr.ru/arbitrazhnyj-process/arbitrazhnaya-praktika/otchety-o-rabote-suda/

 

[4] Шамликашвили Ц. А. Две стороны одной медали: медиация и суд. Медиация и право, № 4 (30). 2013. Изд-во ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования». С. 19.