— Анастасия, расскажите как произошло ваше первое знакомство с медиацией.
— Знакомство состоялось около 10 лет назад. Мы с подругой обсуждали перспективы развития и она рассказала о медиации, термин был новый и я начала искать информацию в интернете. Тогда, там о медиации практически ничего не было. Прочитав литературу о медиации в сфере гражданского права, у меня сразу возникло ощущение, что за этим должно стоять что-то еще, техники, методики, которые позволят прийти от заключений мировых соглашений, которые уже тогда были в моей практике юриста, к новым технологиям.
И я нашла Центр Медиации и Права в Москве. Фактически, тогда они одни из немногих проводили обучение, которое состояло из нескольких модулей. В Первый же модуль, благодаря тренерам Софии Шепиловой и Андрею Бушеву состоялась влюбленность в тему медиации, это было настолько интересно, настолько ново и нетрадиционно для меня, выпускника юридического ВУЗа, что я конечно загорелась этой темой и для меня было очевидно, что за медиацией будущее и люди должны стремиться к тому, чтобы урегулировать свои споры и конфликты в рамках стратегии сотрудничества. Медиация настолько для человека, про человека и настолько ценностная для общества, что не должна уходить в никуда.
Мое намерение подтверждалось тем, что стал приниматься закон об альтернативной процедуре медиации. И закон начал приниматься, и был принят в кратчайшие сроки, и это конечно вдохновляло — значит медиация одобрена и востребована государством.
— Что стало толчком, весомым доводом для развития Медиации в Иркутске?
— …это же место где я живу! Мы же все хотим сделать вокруг себя то пространство, которое отвечает нашим представлениям о лучшем.
— Анастасия, что для вас самое важное в развитии проекта
— На мой взгляд, тема медиации может развиваться только через личное восприятие каждого, т.е. человеку недостаточно об этом прочитать. Можно написать 20 статей, но, мне кажется, что у человека, который в моделируемой нами ситуации прочувствовал: что значит быть в атмосфере сотрудничества, что значит быть услышанным, что значит стратегия сотрудничества в конфликте, возникает гораздо больше доверия к этому институту. Он понимает не формальность, а то, что там в сердцевине лежит. Это комфорт для каждого, признание твоего интереса и уважения к тебе.
И поэтому для меня важно в развитии проекта, вовлечь как можно больше непосредственных участников в наши публичные мероприятия: тренинги, семинары, круглые столы. В обучении мы проходим все этапы медиации и реализуем принципы медиации — это позволяет человеку быть услышанным. Это ценно!
И также мне хочется как можно больше непосредственных участников процедуры медиации, чтобы люди не побоялись рискнуть и попробовать. На мой взгляд, процедура медиации создает ощущение безопасности для человека, что не так часто встречается в жизни. И даже если люди не договорились по конкретному вопросу, они получают очень хороший опыт того, что по спорному вопросу можно договариваться, и не обязательно расчехлять ножны и идти воевать.
На мой взгляд, это даже не столько про юридическую процедуру, это про то, что людей можно научить другой стратегии поведения в конфликте, проект позволяет это сделать. С одной стороны мы популяризируем юридическую процедуру, способствуем снижению нагрузки на суды, но основное то, что люди через участие в наших мероприятиях актуализируют для себя насколько это важно и комфортно, и насколько это про уважение друг к другу.
— Ваш идеальный образ будущего в развитии медиации
— Мне, безусловно, хочется чтобы медиация стала понятна обществу, чтобы это было также очевидно как чайник, например. Никто не задает вопросы зачем он нужен, для чего. Все понимают.
Мы говорим про медиацию как юридическую процедуру и очень много юридических ситуаций для которых медиация показана, т.е. важно, чтобы человек знал: «Мне сейчас медиация показана», т.е. на примере чайника: «Да можно воду и в кастрюльке вскипятить, но в чайнике удобнее». И также здесь, когда возникает какая-то конфликтная ситуация важно чтобы человек понимал, что сейчас нужна медиация, а не суд или что-то еще
— Анастасия, и в заключении просто о медиации…
— Фраза, которая мне очень нравиться, не помню кто автор, т.к. проходила достаточно много обучения у разных специалистов из разных стран: «Медиация заканчивается тогда, когда твоя душа понимает, что душа другого человека имеет такое же право на защиту, как и твоя». И вот исходя из этого медиатор для меня, это тот посредник, который позволяет двоим душам понять друг друга.
Проект:
«Ты можешь САМ! Развитие института медиации как способа защиты прав человека, инструмента снижения конфликтности и повышения правовой культуры в обществе»
Раздел сайта: