В рамках проекта «Шире круг! Несовершеннолетний правонарушитель и его окружение: навыки конструктивного взаимодействия», при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который реализуется Иркутским Молодежным Фондом правозащитников «Ювента», проводится серия тренингов для несовершеннолетних правонарушителей, их родителей и сотрудников, которые занимаются профилактикой правонарушений несовершеннолетних. В мае тренинги прошли в Заларинском районе. Тренинги направлены на обучение конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтных ситуаций с целью создания вокруг подростка-правонарушителя конструктивного пространства для эффективной профилактической работы с ним.
Программа тренингов включает два блока: первый – это приобретение теоретических знаний, и второй – приобретение практических навыков поведения в конфликте.
«Конечным итогом программы, — отметила сотрудник Фонда «ЮВЕНТА» Марина Князева, тренер группы родителей — должно стать повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, в вопросах взаимодействия с ребенком, выстраивания с ним доверительных и конструктивных отношений, в вопросах подростковой психологии. По реализации первого блока программы в поселке Залари необходимо сказать, что с родителями был установлен контакт, они были готовы к получению знаний. Родители нуждаются в данной информации, то есть проявляют заинтересованность повышения своей компетентности в вопросах воспитания, активно участвуют и обратная связь с родителями получается мгновенная, т.е. родители реагируют сразу».
Тренер группы сотрудников, профессиональный медиатор Ульяна Белозерцева рассказала: «С удовольствием хотелось бы отметить, что уже второй год работы с сотрудниками социально-реабилитационного центра не прошел даром. В этот раз мы убедились, что сотрудники применяют полученные знания конструктивного взаимодействия с ребенком на практике, и отмечают эффективность медиативных технологий в профилактике конфликтов и в урегулировании уже возникших конфликтов. Проигрываемые ситуации, при участии детей показали, что сотрудники могут разрешать их эффективно…».
Руководитель Фонда «ЮВЕНТА», доцент кафедры уголовного права ЮИ ИГУ, член Общественной палаты Иркутской области Марианна Садовникова отметила: «По моему мнению, очень важным явилось то, что специалисты получили возможность проиграть в рамках тренинговых занятий те конфликтные ситуации, с которыми они сталкиваются на практике. Зачастую, сталкиваясь с конфликтной ситуацией, человек ее видит только с одной стороны, в рамках тренинга, получая возможность проиграть роль ребенка, родителя, специалист «проживает» эмоционально и поведенчески ситуацию другого лица, это позволяет понять и сделать выводы для себя — почему ребенок, родитель в той или иной ситуации ведет себя так, а не иначе. В итоге не только устанавливается взаимодействие, но и осознается важность конструктивного взаимодействия и его эффективность в работе с ребенком и родителем. Проигрывая конфликтные ситуации из своей практической деятельности, специалист получает возможность ощутить какое влияние на течение конфликта, имеют эмоции участников конфликта, стереотипы, психологические защиты, особенности восприятия информации, как влияют «зрители», какое значение имеет использовании мнений, а не фактов. Осуществляя свою профессиональную деятельность, у специалиста нет возможности взглянуть на конфликт объективно, проигрывая же конфликт в рамках тренинга есть возможность увидеть и себя со стороны, проанализировать свои действия, т.е. отработать навыки конструктивного взаимодействия на «безопасном полигоне».
С группой сотрудников системы профилактики работала тренер Анастасия Кровушкина, она добавляет: «К примеру, проигрывая конфликтную ситуацию, инспектору была предложена роль родителя несовершеннолетнего правонарушителя – мамы мальчика, который избил одноклассника. Вначале игры, сотруднику было очень сложно вжиться в роль, представив себя на месте мамы, т.к. изначально позиция по отношению к ней была негативна – она плохая, неблагополучная, воспитала «плохого сына», соответственно, было полное ее отрицание. Но постепенно, сотрудник вжилась в роль, стала выступать от имени мамы, и по ее словам, испытала гамму чувств – стыд, вина… А когда другие участники игры стали на нее оказывать давление, и собственно, заняли ту позицию, которую занимала инспектор до игры, она почувствовала себя некомфортно, начала защищаться, тут же на ее защиту встал и «сын». При анализе игровой ситуации, она отметила, что оказываемое на нее давление, привело к тому, что она начала чувствовать себя сначала виноватой, вследствие оказываемого давления, чувство вины перешло в агрессию, и она стала защищаться. В такой ситуации, все стали для нее «врагами» и ни о каком профилактическом воздействии на нее или с ее стороны на сына, не могло быть и речи. Общим выводом участников тренинга стало то, что конфликт только усилился – свою агрессию она в итоге выльет на ребенка, ребенок – пойдет на улицу и сорвет на ком-то свою злость. Ни о какой профилактике правонарушений в дальнейшем не может быть и речи, скорее наоборот, создана почва для его дальнейшего противоправного поведения. Навыки же выстраивания конструктивного взаимодействия позволяют сотрудникам сделать родителей ребенка союзниками, позволяют установить истинное взаимодействие с ребенком, в рамках которого можно проводить с ним работу и она пойдет на пользу, а не во вред».
Осенью состоится еще один выезд в поселок Залари, тренеры встретятся с теми же участниками, а тренинги пройдут в совмещенных группах, где будут дети, родители и сотрудники.