Ассоциация (некоммерческое партнерство)
"Байкальская лига медиаторов"

+7 395293-05-97

«САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В МЕДИАЦИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ» (из материалов научно-практической и международной научно-практической конференций)

Из материалов научно-практической конференции «Проблемы внедрения альтернативных способов урегулирования споров в деятельности органов исполнительной власти и судов», Международной научно-практической конференции «Сибирь: Европа и Азия – диалог о медиации»

А. А. Кровушкина,

аспирант кафедры конституционного

и административного права БГУЭП, медиатор АНО «Иркутский центр медиации»

 

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В МЕДИАЦИИ: РЕАЛИИ

 И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Медиация – относительно новое явление в российской действительности, путь развития которого отличается своеобразием в сравнении с внедрением медиации в правовую систему других государств. Медиация – это один из важнейших аспектов зрелости гражданского общества. Понимание данной специфики позволит определить, насколько перспективна дальнейшая судьба этого явления и по каким направлениям оно может развиваться более эффективно. 

ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»[1] предусмотрено создание саморегулируемых организаций медиаторов.

Сама по себе идея применения механизмов саморегулирования в сфере медиации не нова. Данная модель предпочтительна при минимальной правовой регламентации в виде государственных стандартов и правил допуска к профессии медиатора, а также при минимальном контроле со стороны государства за деятельностью подобных субъектов.

В качестве успешного зарубежного примера развития таких организаций можно привести опыт Германии, где сегодня отсутствуют общие государственные стандарты и правила допуска к осуществлению медиации, которые успешно восполняются на частном уровне, путем установления стандартов и правил саморегулируемыми организациями. В Германии активно действует и развивается несколько профессиональных союзов медиаторов, наиболее крупные из которых – Федеральный союз медиации (Bundesverband Mediation), Федеральное рабочее объединение семейной медиации (Bundes-Arbeitsge­meinschaft for Familienmediation) и Федеральный союз медиации в экономике и сфере труда (Bundesverband Mediation in Wirtschaft und Arbeitswelt). В отсутствие общегосударственных стандартов эти организации определяют правила проведения медиации, выдвигают строгие требования для своих членов, в том числе касающиеся наличия специального образования и профессионального опыта, ведут списки медиаторов, рекомендуют своих членов в качестве специалистов по урегулированию споров, а также проводят их обучение и повышение квалификации.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»[2] был принят с целью реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижения степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Понятие саморегулирования раскрывается в ст. 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях» как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В настоящий период в государственном реестре содержатся следующие сведения о СРО медиаторов:

·                   НП «МСМ» – некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз медиаторов “Согласие”»;

·                   НП «АПН» – некоммерческое партнерство «АЛЬЯНС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИАТОРОВ»;

·                   НП «НОМ» – некоммерческое партнерство «Национальная организация медиаторов».

Говоря о регулировании и контроле за медиативной деятельностью, необходимо проявлять большую осторожность. Медиация сама по себе не терпит излишнего вторжения, давления. Именно поэтому законом предусмотрено создание СРО. Саморегулирование должно стать основой для развития медиативной деятельности, а значит, и ее регулирования. В любой профессиональной деятельности существование общей площадки, форума, в рамках которого представители профессионального сообщества могут обмениваться мнениями, опытом, вырабатывать согласованные правила взаимодействия, как внутри корпорации, так и с внешним миром, должно только приветствоваться.

Что касается медиации, то для нее, как для новой сферы деятельности, особенно важно наличие организации, объединяющей так называемых провайдеров медиативных услуг. СРО обеспечит все условия для широкомасштабного внедрения и развития института медиации. Одним из краеугольных аспектов успешного решения этой задачи является формирование профессионального сообщества медиаторов. Сообщества, живущего и развивающегося на основе четких и ясных правил, имеющего единую стратегию развития, согласованные регламенты деятельности, правила профессионального поведения и этики, а также единое консолидированное мнение для взаимодействия с внешним миром, в том числе с органами государственной власти.

СРО также возьмет на себя и информационно-просветительскую работу, чтобы потенциальные пользователи медиации, а к ним относится буквально каждый гражданин, имели возможность узнать о медиации, познакомиться с сутью и преимуществами нового подхода. Чтобы у потребителя было понимание правил и принципов, по которым проводится процедура медиации, и чтобы он был способен сделать правильный выбор в пользу и самого процесса медиации, и провайдера услуги, и, наконец, самого медиатора.

Институт медиации может играть значительную роль в формировании саморегулирования в различных сферах деятельности.

Очень важно рассматривать медиацию не только как саму отрасль, которая может подлежать саморегулированию, но и роль медиации в том, как формировать работу других отраслей, в которых саморегулирование используется. Саморегулируемая организация – это достаточно конфликтная среда, это люди, объединенные одним видом деятельности, возможно, с одними и теми же задачами, но видящие часто пути достижения этих целей по-разному. И здесь существование инструментов, которые позволяют находить согласованные решения, очень важно. Решения, которые достигаются именно в диалоге, где каждая точка зрения должна быть услышана и учтена по возможности. И в этом смысле медиация может играть большую роль в саморегулируемых организациях, в том числе очень важно использование медиации во взаимодействии между самими представителями той или иной отрасли, которая саморегулируется с потребителями ее услуг, или той деятельности, которую она предлагает внешнему миру.

Это важно с точки зрения сохранения социальной стабильности, с точки зрения вообще качества взаимодействия между участниками делового оборота. Например, очень важно, когда между строительными организациями и потребителями их услуг, допустим, есть медиативная оговорка. Поэтому вот такой аспект использования медиации в дальнейшем совершенствовании и развитии системы саморегулирования в нашей стране, как раз той системы, которая началась с принятием закона «О саморегулируемых организациях», представляется очень важным. Наверное, это еще один очень значимый шаг в развитии и общественных институтов, гражданского общества, ну и само собой, правовой системы в целом.

Любая саморегулируемая организация заинтересована в том, чтобы ее члены добросовестно выполняли все принятые стандарты и правила, платили членские взносы и осуществляли свою деятельность без упреков и нареканий, но обойтись без конфликтов удается далеко не всегда. В таком случае можно задаться вопросом: что будет более отвечать интересам СРО – квазисудебный орган в виде дисциплинарного комитета, который подобно суду будет налагать взыскания и применять санкции к провинившимся членам СРО, или все-таки примирительная комиссия СРО, где рассмотрение случаев нарушения принятых стандартов и правил будут осуществлять профессиональные посредники, владеющие медиационными технологиями урегулирования конфликтов, цель деятельности которых – разрешение возникшей ситуации путем переговоров, направленных на удовлетворение интересов как СРО и члена организации, в деятельности которого имеется нарушение установленных норм, так и иных лиц, вовлеченных в возникший конфликт? Ответ на этот вопрос представляется очевидным.


[1] Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федер. закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

 

[2] О саморегулируемых организациях: Федер. закон от 1 дек. 2007 г. N 315-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076 (далее – закон о СРО).