Специалисты системы профилактики беспризорности и безнадзорности детей и подростков, психологи, специалисты социальных учреждений стали первыми в России применять технологию «психобокс» в своей работе. Инициатором выступил Иркутский молодежный фонд правозащитников «Ювента». Сибирский город в применении инновационной технологии в терапии и профилактике подростковой агрессии опередил Бельгию и Германию. О том, что такое «психобокс» и чем он может помочь рассказал в своем интервью французский клинический психолог, психоаналитик, президент института психобокса Ришард Хельбрунн.
— Ришард, как вы отреагировали, когда с вами связались по поводу обучения психобоксу специалисты из Иркутска?
— Я был очень удивлен, потому что в той же в Бельгии и Германии психобокса просто нет. Я подумал, что Сибирь — это так далеко и как вообще там узнали о психобоксе? Но очень ждал встречи с группой из Иркутска. И боялся, что я не смогу им передать суть технологии психобокса из-за языкового барьера. Но, когда мы занимались и проводили тренинги в Париже, я понял, что эта группа полностью уяснила всю основу психобокса. Специалисты сразу же приняли ее и смогли осознать.
— Как вы оцениваете тренинги, проведенные в Иркутске?
— Меня очень удивило, что группа в Иркутске была большой. Но люди сразу поняли, что такое психобокс, так же как и та группа, которая обучалась в Париже. Несмотря на то, что эта группа состояла из 20 человек, между собой у них проходило живое общение. Я считаю, что работа по психобоксу здесь была хорошо адаптирована.
— Какой из боев запомнился вам больше всего?
— Я отметил один бой, который прошел с мужчиной, владеющим хорошей техникой боевых искусств. А также я запомнил бой с девушкой, которая является чемпионом по боксу, у них очень высокий уровень техники. Иногда я боялся, что им не удастся понять пространство психобокса, но во время боев я осознал, что эти люди поняли, в чем отличия психобокса от боевого искусства. У нас также проходили бои с людьми, которые в своей жизни не дрались вообще. И было очень сложно, потому что эти люди чувствуют очень глубокие эмоциональные вещи, за четыре дня благодаря работе чудесной группы эти люди смогли преодолеть серьезные психо-эмоциональные переживания, происходившие внутри них.
— Как вам пришла идея создания психобокса?
— Идея создания психобокса пришла из опыта моей работы. Я работал в отдаленном квартале Страсбурга в качестве психолога. Я увидел, что у очень многих людей были большие проблемы с жестокостью и насилием, но им не удавалось поговорить об этом. При этом в другом месте я преподавал французкий бокс. И однажды я понял, что многие люди, которые приходили ко мне заниматься боксом, начали рассказывать мне о сложных ситуациях, которые происходили в их жизни. И мне пришла идея использовать бокс как посредника, чтобы помочь говорить людям на психологических сеансах. И результаты меня настолько впечатлили, что это стало небольшой психотерапией. И впоследствии я попытался объяснить это теоретически
— Какие трудности вы встретили в начале работы?
— Я не встретил много трудностей. Я видел, что технология работает, и люди заинтересованы. И мне удавалось с этой техникой работать. Потом уже стало немножко сложнее, потому что мы начали глубже изучать психическое состояние и жизнь некоторых людей. Например, я заметил, что ощущаю очень сложные эмоции, когда работают с людьми. Потому что это не всегда было комфортно, и я не всегда мог находиться на дистанции от человека, чтобы его услышать, потому что я работаю со своим собственным телом, которое находиться в движении. И самое сложное было найти дистанцию, на которой нужно было работать с пациентом.
— С какими людьми вы начинали работать?
— С самого начала я работал с подростками от 16 до 18 лет или молодежью до25 лет. У всех этих людей были проблемы. И они часто переходили к жестоким действиям, не могли контролировать свое проявление жестокости и насилия. Некоторые из них имели зависимость от наркотиков и алкоголя. Постепенно группа пациентов расширилась.
Также мы с министерством юстиции организовали общие тренинги для обучения людей различных профессий, которые часто встречаются с жестокостью и насилием. В одной группе были преподаватели, судьи, представители тюрем, надзиратели тюрем, полицейские, воспитатели. Мы занимались с ними психобоксом, вместе анализировали ситуации жестокости и насилия, с которыми они могут столкнуться в своей профессии. У нас теперь хорошие отношения с одной бригадой полицейских, с которыми мы часто обсуждаем различные ситуации, связанные с их работой.
Так же мы работали с полицейскими, которые рассматривают случаи жестокости и насилия проявляющиеся в семье. Сначала мне не удавалось до них достучаться, но мы надели перчатки, провели спарринг, и они поняли, в чем суть этой техники психобокса. После этого ко мне стали приходить люди, которым эти полицейские рекомендовали обратиться к нам, чтобы заниматься терапией и профилактикой агрессивного поведения.
— Насколько востребован психобокс во Франции, и вообще в Европе?
— Я этой техникой занимаюсь уже 35 лет. Психобокс на сегодняшний день практикуется почти во всех крупных городах Франции. Пока эту технику не применяют только на севере и западе страны. Всего во Франции около 100 специалистов работают по этой методике. Есть группа в Швейцарии, а так же будут проводиться тренинги в Алжире. И вот теперь последователи появились и в Сибири, в Иркутске.