Из материалов научно-практической конференции «Проблемы внедрения альтернативных способов урегулирования споров в деятельности органов исполнительной власти и судов», Международной научно-практической конференции «Сибирь: Европа и Азия – диалог о медиации»
Койсин Александр Анатольевич,
старший преподаватель кафедры
судебного права ЮИ ИГУ, адвокат
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ДОСУДЕБНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ» И «МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ»
Соглашение о признании вины (от англ. plea bargain) – разрешённая законом письменная сделка обвиняемого и защитника с обвинителем, в которой, зачастую, в обмен на признание обвиняемым (подсудимым) своей вины в менее тяжком преступлении обвинитель отказывается от всестороннего исследования обстоятельств дела, которое прояснило бы истину, а также от поддержания обвинения в более тяжком преступлении.
Соглашение о признании вины существует в нескольких странах: США, Великобритании (в Англии и в Уэльсе), Индии, Италии, Франции, Эстонии, Израиле, Грузии.
До 2009 года в российском уголовно-процессуальном праве соглашение о признании вины в явной форме отсутствовало, при этом аналогом или разновидностью этого института в российском праве можно было считать особый порядок принятия судебного решения, предусмотренный гл. 40 УПК РФ[1].
Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 141 в Уголовный кодекс РФ и УПК РФ внесены изменения, предусматривающие введение нового института «досудебных соглашений о сотрудничестве»[2]. Этому способствовало тщательное изучение особенностей международного опыта заключения, так называемых, сделок с правосудием и огромная работа по адаптации этого института к российскому законодательству предшествовали этому правовому акту.
Таким образом, в российском уголовно-процессуальном праве появилось Досудебное соглашение о сотрудничестве – это соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения.
В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии явки с повинной, активного способствования раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер назначенного наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного Уголовным кодексом за данное преступление.
Порядок заключения соглашения о сотрудничестве четко определен законом. Согласно ст. 317-1УПК РФ с момента начала уголовного преследования и до объявления об окончании предварительного следствия, подозреваемый или обвиняемый может подать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Также это ходатайство подписывается защитником. В ходатайстве определяются действия, которые обязуется совершить подозреваемый или обвиняемый в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.
Право заключить такое соглашение со стороны обвинения законодателем предоставлено исключительно прокурору, причем это право, а не его обязанность. Если есть обоснованные сомнения в том, что обвиняемый искренне намерен оказать помощь следствию либо у него явно отсутствует реальная возможность осуществления тех действий, которые он обязуется выполнить, прокурор выносит постановление об отказе в удовлетворении поступившего ходатайства.
Особое внимание следует уделить вопросу о том, при каких условиях невозможно заключение досудебного соглашения. Соглашение не может быть заключено, когда в ходатайстве подозреваемым указывается лишь на желание сообщить правоохранительным органам сведения о его собственном участии в преступной деятельности или если обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу на момент поступления заявления, уже были установлены следствием.
Прокурор, как лицо, представляющее правоохранительные органы, визирует соглашение, и он же контролирует исполнение подобной сделки. На стадии направления уголовного дела в суд прокурор не только полномочен, но и обязан изучить и удостоверить полноту и правдивость сведений, сообщенных обвиняемым при выполнении им обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением. Убедиться в том, что обвиняемый признал свою вину. Для этого прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело в целом, а также материалы, подтверждающие соблюдение обвиняемым выполнения обязательств, предусмотренных данным соглашением.
При соблюдении всех условий сделка заканчивается внесением прокурором представления в суд об особом порядке рассмотрения дела. Если обязательства со стороны обвиняемого не исполнены, его будут судить в обычном порядке.
При этом следует отметить, что в нашей стране досудебное соглашение рассматривается как юридически поощряемая процессуальная форма сотрудничества подозреваемого с правоохранительными органами. При этом необходимо понимать, что исполнение такого соглашения не связано с освобождением фигуранта дела от уголовной ответственности, речь идет лишь об особом порядке назначения ему наказания.
Медиативное соглашение также достаточно новый институт в нашей правовой системе. Его появление связано с принятием 27 июля 2010 г. федерального закона № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [3].
Медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме. Как правило, медиативное соглашение заключается при рассмотрении гражданско-правовых споров, а также споров, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства, в том числе по предложению судьи.
Медиатор, медиаторы – независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.
Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения.
Таким образом, исходя из анализа двух, вышерассмотренных соглашений, можно сделать вывод о том, что природа этих соглашений имеет много общего:
1. Оба соглашения заключаются в письменной форме.
2. Содержание соглашений четко определены законом – ст. 317-3 УПК РФ и ст. 12 Закона «О медиации»
3. В заключении соглашений участвуют две стороны – в медиации это спорящие стороны; в досудебном соглашении – сторона обвинения и защиты.
4. При заключении соглашения присутствует посредник – медиатор и прокурор.
5. Оба соглашения выполняются на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
6. Оба соглашения в итоге оценивает суд и на основании условий этих соглашении выносит свои акты – решение (причем при утверждении медиативного соглашения суд может утвердить его в качестве мирового соглашения, что тоже является особым порядком рассмотрения споров) или приговор в особом порядке судебного заседания.
Таким образом, мы полагаем, что досудебное соглашение о сотрудничестве можно рассматривать как одну из форм медиативного соглашения, применимого в рамках уголовного процесса.
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ): федер. закон РФ от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (с измен. и доп.) // Собр. законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 29 июня 2009 г. N 141-ФЗ // Рос. газ. – 2009. – 3 июля. – № 4945.
2. Собр. законодательства РФ. – 2