Ассоциация (некоммерческое партнерство)
"Байкальская лига медиаторов"

+7 395293-05-97

«МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (из метериалов научно-практической и международной научно-практической конференций)

Из материалов научно-практической конференции «Проблемы внедрения альтернативных способов урегулирования споров в деятельности органов исполнительной власти и судов», Международной научно-практической конференции «Сибирь: Европа и Азия – диалог о медиации»

Садовникова М. Н.,

к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Юридического института ИГУ, медиатор, директор АНО «Иркутский центр медиации»

 

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

 

Негативные явления (рост числа суицидов и суицидальных попыток, агрессия, насилие, преступность, уход в секты и др.), имеющие место в подростковой среде, свидетельствуют о необходимости изменения подходов к работе с детьми. 

Такая ситуация, по нашему мнению, вызвана совокупностью причин, к числу которых относятся:

— отсутствие единой государственной политики, направленной на ориентирование специалистов на конечный результат работы с детьми в виде психологического здоровья ребенка, его социальной зрелости и способности выстраивать свою дальнейшую самостоятельную жизнь;

— несоответствие используемых мер педагогического воздействия специфике существующих вокруг современного подростка проблем;

— недостаточность у специалистов навыков, основанных на знании психологических особенностей современных детей, понимании механизмов возможного воздействия на них;

— отсутствие личностно-центрированного подхода в работе с подростком;

— отсутствие у специалистов необходимых навыков для конструктивного взаимодействия с ребенком, сотрудничества с целью оказания содействия в разрешении возникающих вокруг него проблем;

— преобладание таких средств воздействия на подростков как устрашение, запугивание, давление, манипулирование, морализирование, формирующих сиюминутный эффект; такие средства чаще всего впоследствии приводят к обратным реакциям;

— недостаточность позитивного взаимодействия с семьей и ближайшим окружением подростка, отсутствие сотрудничества с семьей в вопросах воздействия на ребенка.

Совокупность обозначенных причин и их результат в виде комплекса неблагополучия вокруг современных подростков требует принятия решений, ориентированных на внедрение инновационных технологий в работу с детьми. К числу инновационных технологий относятся медиативные технологии.  

Внедрение института медиации в Российской Федерации в активном темпе началось с 2011 года, что связано со вступлением в силу Федерального Закона № 193 – ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В соответствии со статьей 2 закона, процедура медиации определяется как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Законодательные, доктринальные дефиниции понятий «медиативный подход» и «медиативные технологии» отсутствуют.

Сложившаяся практика реализации процедур медиации, обучения медиации и медиативным технологиям[1] позволяет сформулировать определение терминов «медиативный подход» и «медиативные технологии».

Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации[2] – использование инструментов и технологий медиации, направленных на конструктивное общение и разрешение конфликтов, возникающих в деятельности сотрудников различных органов и учреждений с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

Медиативные технологии – способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в том числе профессиональной сфере[3] с целью сохранения/восстановления отношений с другой стороной и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон, решения. 

Несмотря на то, что институт медиации является достаточно новым для российской действительности, государственная политика ориентирует специалистов на использование медиации и медиативных технологий в работе с несовершеннолетними, в том числе несовершеннолетними правонарушителями.

В Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, в соответствии с которой принят План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р.

В соответствии с данным документом в России предполагается развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях.

Опыт внедрения медиации и медиативных технологий в работу специалистов, занимающихся несовершеннолетними, позволяет сделать следующие выводы.

Медиативные технологии могут быть использованы специалистами, работающими с несовершеннолетними с целью предупреждения конфликтных ситуаций, возникающих между специалистом и подростком; снижения агрессивности (психической, словесной) подростка; выстраивания конструктивных отношений с несовершеннолетним; улучшения взаимопонимания между несовершеннолетним и специалистом; урегулирования конфликтов, возникающих с участием несовершеннолетнего (в школе, в группе сверстников, в семье и т. д.). Представляется, что использование медиативных технологий сотрудниками государственных и муниципальных органов и учреждений позволит, во-первых, на более ранних стадиях диагностировать конфликты, во-вторых, способствовать более конструктивному их разрешению, поскольку эффективность деятельности третьей стороны в урегулировании затяжного конфликта является более низкой, чем в случае скоротечного конфликта. Кроме того, специалисты могут осуществлять процедуры «квазимедиации», когда при использовании медиативных технологий проводится процедура примирения, которая отличается тем не менее от медиации рядом характеристик.

В Иркутской области реализуется долгосрочная целевая программа «Точка опоры» на 2011–2013 годы по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В рамках программы «Точка опоры» автономной некоммерческой организацией «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий» реализуется комплекс мероприятий, направленных на внедрение медиации и медиативных технологий в работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, а также в работу с замещающими семьями.

Проведены трехдневные тренинги «Мир в семье!» для родителей из замещающих семей (в г. Иркутск, Иркутском районе, в п. Залари, г. Черемхово, г. Тайшет, г. Нижнеудинск, п. Усть-Орда, г. Братск и др.). В ходе проведения тренингов родители обучались навыкам взаимодействия с детьми, навыкам конструктивного разрешения конфликтов с детьми, а также конфликтов, возникающих между детьми и иными лицами.

Проведены тренинги для детей, находящихся в социальных и образовательных учреждениях, по формированию навыков конструктивного взаимодействия и ненасильственного разрешения конфликтов.

В рамках реализации программы более 300 специалистов из различных субъектов системы профилактики (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; органы управления образованием и образовательные учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием), а также воспитательной колонии, судебной системы получили навыки использования медиативных технологий в работе с несовершеннолетними.

Организована деятельность научно-практической лаборатории «Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении». Лабораторией проведен мониторинг внедрения медиативных технологий в Иркутской области, выработаны научно-методические рекомендации по внедрению медиативных технологий в деятельности различных специалистов.

В настоящее время программы внедрения медиативных технологий реализуются в рамках проекта «Каждому – равные возможности в защите своих прав: кабинет медиатора», поддержанного Институтом проблем гражданского общества. При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-РП.

В рамках проекта проводятся бесплатные процедуры медиации для замещающих семей, а также для несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

Иркутский центр медиации предлагает бесплатно следующие виды процедур медиации: семейная медиация, школьная медиация, восстановительная медиация.

Семейная медиация

В соответствии с Кодексом деятельности по семейной медиации Коллегии семейных медиаторов Соединенного Королевства, семейная медиация – это процесс, в котором незаинтересованное третье лицо помогает сторонам, вовлеченным в процесс развода или разрыва семейных отношений, эффективнее общаться друг с другом, приходя на основании объективной информации к согласованным решениям, касающимся некоторых или всех вопросов: разрыва отношений, развода, детей, финансов, имущества.

Семейную медиацию также определяют как процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта улучшить взаимодействие друг с другом и принимать для обеих сторон осознанные решения по некоторым или всем вопросам, связанным с расставанием, разводом, детьми, а также по финансовым или имущественным вопросам.

Семейная медиация может касаться различных аспектов: вариантов сохранения или прекращения супружеских отношений между взрослыми участниками и последствий этих действий; решений, с кем будут жить дети, каково будет их общение с каждым из родителей и любыми другими лицами, например, бабушками и дедушками; любых других аспектов родительской ответственности, таких как образование и отдых; того, что произойдет с жилой площадью, другим имуществом или средствами взрослых участников, выплат сторон друг другу в пользу взрослого участника или детей; другие вопросы.

Большинство обратившихся на процедуры медиации семей обращаются именно по вопросам внутрисемейных конфликтов (около 95 % случаев). Это объясняется, с одной стороны, тем, что для близких людей более значимым является выяснение ситуации и разрешение разногласий, больше перспектив успешности именно у семейной медиации. С другой стороны, конфликтов в иных сферах вокруг ребенка (например, в образовательных или социальных учреждениях) не меньше (чаще всего это выясняется в ходе проведения семейной медиации), однако либо их значение умаляется взрослыми, либо такие конфликты скрываются.

Из всех процедур семейной медиации большая часть касалась вопросов между родителями и детьми. Конфликты между родителями и детьми чаще всего происходят:

— из-за преобладающего авторитарного стиля воспитания, используемого родителями и нежелания родителей принять и попробовать понять повзрослевшего ребенка;

— из-за недостаточной мотивации детей к обучению;

— из-за компьютерной зависимости ребенка и отсутствия альтернативного интереса;

— из-за недостатка внимания со стороны родителей («Она все время только разговаривает по телефону и орет на меня!»);

— из-за бытовых, материальных проблем в семье;

— из-за конфликтов у ребенка в школе, в которых родители занимают роль стороннего наблюдателя;

— из-за манипуляции детьми в бракоразводных процессах, при разделе имущества.

Как следствие всего вышесказанного – уходы детей из семьи, попытки свести счеты с жизнью.

Проведение процедур медиации показало их востребованность и необходимость для несовершеннолетних и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разрешение одного спорного момента позволяет всем членам семьи проанализировать другие разногласия, взаимоотношения в семье в целом; родители приобретают навыки эффективного общения с детьми, а дети стараются лучше понимать своих родителей. В процессе и по окончании процедуры семьи поддерживают связь с медиатором по телефону, обсуждая наиболее острые вопросы, делясь успехами в самостоятельном разрешении спорных вопросов. Часто разрешив ситуацию в своей семье, родители и дети обращаются в центр повторно для разрешения конфликтов с учителями, другими родственниками; рекомендуют медиацию своим родственникам, друзьям и знакомым.

Школьная медиация

Школьную медиацию определяют как процесс, в котором независимое третье лицо помогает конфликтующим участникам образовательного процесса (ученики между собой; ученики и учителя; учителя и родители; родители одних детей и родители других детей; учителя и представители администрации образовательного учреждения) понять друг друга, улучшить взаимодействие и принять взаимоприемлемое решение в возникшем конфликте.

Процедуры школьной медиации «ученик-ученик» проходят быстро и эффективно, так как дети открыты и искренни в проявлении своих эмоций. Другое дело, если конфликт касается учителя и ученика. Здесь учителя занимают оборонительную позицию: «Это вы с ним что-нибудь сделайте, со мной-то все в порядке». Используя в общении с детьми исключительно авторитарный стиль, учителя часто не думают о том, что в конфликте всегда участвуют две стороны, даже если одна из них «старше и умнее». Бывает обидно, когда инициируемая детьми процедура медиации получает резкий отказ со стороны педагогов и тем более родителей.

Восстановительная медиация

Восстановительная медиация касается урегулирования конфликтов между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой (потерпевшим или иным лицом). Значение восстановительной медиации определяется спецификой совершения правонарушений несовершеннолетними. Чаще всего правонарушения совершаются в отношении знакомых людей (сверстники, одноклассники, соседи и т. д.) либо в отношении лиц, проживающих в одном населенном пункте (на той же улице, в том же доме), с которыми предстоит общаться или сталкиваться в дальнейшем.

В настоящее время АНО «Иркутский центр медиации» предлагает услуги проведения процедур восстановительной медиации уже после вынесения приговора суда в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление. Восстановительная медиация проводится как до, во время, так и после вынесения меры воздействия в отношении несовершеннолетнего правонарушителя Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Во всех этих случаях рассмотрение совершенного правонарушения со стороны официальных структур не разрешает конфликта как такового. Чаще всего конфликтные отношения между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой продолжаются, видоизменяясь, вовлекая новых третьих лиц, накаляясь и вновь превращаясь в правонарушение.

Восстановительная медиация направлена на создание условий для взаимодействия между двумя сторонами, в процессе которого происходит принятие ответственности за свои действия сторонами – участниками конфликта. Причем зачастую сторонами конфликта являются не только непосредственные стороны (правонарушитель и жертва), но и иные, выявляемые в ходе медиации стороны конфликта. В результате восстановительной медиации происходит заглаживание вреда и восстановление отношений. Таким образом, основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их взаимодействия друг с другом, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договоренностей.

 

Алгоритм взаимодействия Иркутского центра медиации с государственными, муниципальными структурами по проведению процедур медиации

Алгоритм распространения информации о проведении процедур медиации для родителей и детей разработан АНО «Иркутский центр медиации» и включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Разработка, печать и распространение информационных буклетов (для родителей, детей, специалистов различных учреждений). Размещение информации об услугах, предлагаемых АНО на сайте www.irkmediator.ru

Этап 2. Разработка, печать и выдача сотрудникам различных структур памятки «Как предложить процедуру медиации?»

Этап 3. Обучение навыкам приглашения к медиации сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из различных муниципальных образований Иркутской области.

Этап 4. Сотрудникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Иркутской области выдавались бланки направлений на процедуру медиации, которые они выдают детям, семьям, столкнувшимся с конфликтной ситуацией.

В круглосуточном режиме по телефонам: 747-725, 747-735, 747-785 предоставляется информация всем обратившимся (дети, родители, специалисты различных органов и учреждений) о том, что такое медиация, как обратиться на процедуру медиации, кто приглашает вторую сторону на процедуру и т. д.

Специалист любой структуры, выдавая направление, пригласив семью/ несовершеннолетнего на процедуру медиации, связывается по телефону с сотрудником АНО «Иркутский центр медиации» для согласования даты проведения процедуры медиации. Родители, дети, специалисты могут обратиться на процедуру медиации и не имея направления.

При проведении процедуры медиации с клиентами заключается соглашение, определяются даты проведения медиационной сессии, уточняются иные условия. По результатам проведения программы медиации между клиентами должно заключаться медиативное соглашение. Сессии семейной медиации между клиентами чаще всего проводятся в режиме ко медиации (участие двух медиаторов: психолога и юриста).

По результатам работы с клиентами заполняется журнал с указанием: Ф.И.О., даты проведения сессий, их продолжительность, Ф.И.О. медиаторов.

Проведение процедур медиации для разрешения конфликтов с участием детей или в ситуациях, когда затрагиваются или могут быть затронуты интересы детей, осуществляется бесплатно и в настоящее время.

Иркутская область является первым регионом в Российской Федерации, где осуществляется оказание услуг проведения медиации несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении на безвозмездной основе, с выработкой четкого алгоритма взаимодействия органов власти и некоммерческой организации.


[1] Автор статьи является профессиональным медиатором, директором автономной некоммерческой организации «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий», которая действует с 2010 года.

 

[2] Медиативные технологии в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении // Архипкина А. С., Садовникова М. Н. и др. авторы. Серия «Медиация и медиативные технологии», изд-во ИГУ, Иркутск, 2012 г. С. 4.

 

[3] Азбука медиации / Науч.- метод. центр медиации и права; [С. Ташевский]. М. : Межрегион. центр управлен. и полит. консультирования, 2011. С. 23.