Ассоциация (некоммерческое партнерство)
"Байкальская лига медиаторов"

+7 395293-05-97

Проект: «Мир в каждую семью: медиативные технологии урегулирования конфликтов замещающим родителям!»

Иркутский центр медиации реализует проект «Мир в каждую семью: медиативные технологии урегулирования конфликтов замещающим родителям!», поддержанный Губернским собранием общественности Иркутской области.

Родители из замещающих семей, которые берут на себя ответственность за детей, их воспитание, движимые благими намерениями, принимая ребенка в семью, зачастую оказываются заложниками своей педагогической некомпетентности. Бесспорно, что сами они обладают необходимыми психологическими и социальными качествами, но не всегда бывают готовы к тому, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, имеют психологические проблемы, проблемы в эмоциональной, социальной сферах. Многие страдали от длительных конфликтов в биологических семьях, пережили насилие (психическое, физическое), неблагополучие, пренебрежительное отношение. Дети, какое-то время находившиеся в социообразовательных учреждениях, «несут» иной стереотип построения отношений между людьми, им трудно принять правила семейной жизни. Поэтому дети, попадающие в замещающие семьи, с одной стороны, имеют проявления конфликтного поведения, с другой стороны – не научены конструктивному поведению в конфликте. Поэтому приемным родителям постоянно приходится сталкиваться с конфликтным поведением детей, когда они конфликтуют с другими детьми (в том числе и в этой же семье) и с окружающими их взрослыми. Не всегда родители обладают навыками поведения в конфликтных ситуациях с детьми: как поступить, чтобы конфликт не стал разрушителем их отношений с ребенком; не всегда знают, что посоветовать ребенку в конфликтной ситуации; не знают, что делать, если поведение ребенка разрушает его отношения с окружающими.

Наш опыт обучения родителей из замещающих семей навыкам толерантного, бесконфликтного общения, методам разрешения конфликтов с использованием медиационных или восстановительных технологий позволяет говорить о значимости и высокой потребности у родителей в таких знаниях. Более того, участники занятий всегда говорят о необходимости распространения знаний в области бесконфликтного общения, поэтому представляется целесообразным привлекать родителей, прошедших базовое обучение основам медиационных технологий, к овладению более глубокими знаниями и навыками в области разрешения конфликтов — основам проведения процедур медиации в качестве ко-медиаторов, а затем и обучение родителей-профессионалов проведению совместных со специалистами органов опеки, прошедшими обучение по образовательной программе «Медиативные технологии в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении», занятий с родителями и детьми из замещающих семей. Известно, что информация, которая исходит от людей, которые имеют подобный опыт переживания и успешного преодоления жизненных трудностей, воспринимается с большей долей доверия.

Для детей из замещающих семей навыки родителей позволят интегрироваться в семью, принять конструктивный способ общения, а в дальнейшем позитивно социализироваться в обществе.

Цели проекта:

Стратегическая цель программы: внедрение технологий раннего выявления семейного неблагополучия и профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, механизмов профилактики лишений родительских прав, механизмов профилактики отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах.

Оперативная цель программы: повышение компетенции родителей из замещающих семей в воспитании детей и профилактика отказов замещающих родителей от детей.

Задачи проекта:

  1. Обучение родителей из замещающих семей навыкам толерантного, бесконфликтного общения, методам разрешения конфликтов с использованием медиационных или восстановительных технологий.
  2. Обучение родителей из замещающих семей навыкам использования медиационных технологий, методам разрешения конфликтов между детьми, находящимися под опекой, и другими детьми, иными взрослыми; обучение основам проведения процедур медиации в качестве ко-медиаторов.
  3. Обучение родителей-тренеров проведению совместных со специалистами органов опеки, прошедшими обучение по образовательной программе «Медиативные технологии в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении», занятий с родителями и детьми из замещающих семей.
  4. Содействие созданию в замещающих семьях более доверительных и конструктивных отношений, создание условий для лучшего понимания друг друга родителями и детьми в замещающих семьях, выявление рисков возникающих проблем и способов их нейтрализации.
  5. Разрешение конфликтных ситуаций в замещающих семьях с целью создания более конструктивной внутрисемейной атмосферы и с целью демонстрации сторонам конфликта эффективности конструктивного взаимодействия.