Ассоциация (некоммерческое партнерство)
"Байкальская лига медиаторов"

+7 395293-05-97

Что такое медиация?

Конфликт является нормальным общественным явлением и известен человечеству с древнейших времен. С тех пор как большинство общественных отношений перенесено в рамки правового поля, разрешение споров осуществляется цивилизованными законными средствами. Если стороны не могут прийти к консенсусу, окончательную точку в споре поставит государство в лице судебной власти, которое посредством юридически обязательного решения самостоятельно выработает модель их поведения, следование которой будет подкрепляться возможностью применения государственного принуждения. Однако не стоит забывать, что у сторон всегда есть альтернатива. Они могут решить конфликт мирными средствами, одним из которых является медиация. Следует сразу оговориться, что речь идет о частно-правовых конфликтах, которые возникают между равноправными субъектами. Если спор связан с публичным, общественным интересом и даже интересами третьих лиц, то процедура медиации для его разрешения неприменима.

Медиация (лат. mediare — посредничать) — способ урегулирования споров при содействии независимого третьего лица (посредника, медиатора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиатор – не просто стороннее лицо, помогающее разрешить конфликт, это человек, который сочетает в себе множество человеческих и профессиональных качеств, навыков и компетенций и  владеет различными методиками достижения соглашения в споре. При этом медиатор не является арбитром, он не вправе предлагать сторонам конкретные решения проблемы, он лишь создает для этого необходимые предпосылки: выясняет действительные интересы сторон и их претензии друг к другу, помогает наладить диалог, прийти к сотрудничеству и выработать решение, которое будет устраивать каждую из сторон.

Однако предпосылки такого решения спора должны быть сформированы и у сторон. Они выражаются в их добровольном осознанном согласии на участие в процедуре медиации, готовности следовать тому решению, к которому они придут посредством данной процедуры. То есть еще до того как приступить к разрешению спора, стороны должны понимать, что они сами заинтересованы в участии в процедуре медиации и им необходимо будет начать путь навстречу друг другу, поскольку иначе все усилия медиатора пройдут впустую. Такая готовность сторон к разрешению конфликта должна быть выражена в специальном соглашении о применении процедуры медиации, заключённое сторонами до возникновения спора (медиативная оговорка) или после его возникновения.

Когда стороны придут к пониманию того, что необходимо перейти к непосредственному решению спора, им потребуется заключить еще одно соглашение – о проведении процедуры медиации, которое ознаменует ее начало. Данное соглашение уже конкретно будет определять предмет спора, медиатора или организацию, которая будет участвовать в его разрешении, порядок проведения процедуры медиации, условия участия сторон в оплате расходов, связанных с проведением процедуры медиации.

По окончании процедуры заключается медиативное соглашение, которое заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Принцип добровольности, который действовал еще при формировании желания сторон приступить к разрешению конфликта мирными путями, применяется и на заключительной стадии, поскольку сторон невозможно принудить к исполнению медиативного соглашения.

Таким образом, прежде чем соглашаться на процедуру медиации, стороны конфликта должны убедиться в том, что именно такой путь урегулирования разногласий им необходим, поскольку кроме них в этом никто не заинтересован.